Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

zoom

Детский сад
№202

Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 202 компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга

Сведения об образовательной организации

Мы ВКонтакте

Телефон доверия

телефон доверия

Искусство хвалить детей

«Искусство хвалить детей»

консультация для родителей

педагога-психолога Пантелеевой О.Ю.

О том, как правильно хвалить ребенка, пишут сейчас довольно много, подробно, обстоятельно. В настоящее время информации стало так много, что мне захотелось обобщить и структурировать ее, составив что-то вроде памятки родителям с правилами, как хвалить своего ребенка. Выделим основные правила, как хвалить ребенка, на которые рекомендуют обратить внимание каждому родителю.

Правило первое: обязательно уделяйте внимание ребенку тогда, когда он ведет себя хорошо и правильно. Порой, начиная хулиганить, ребенок просто-напросто привлекает Ваше внимание, которого ему не хватает в те моменты, когда он ведет себя правильно. Поэтому не забывайте похвалить его именно тогда, когда он того заслуживает.

Например: после игры трехлетняя Настя собрала игрушки в коробку. Мама: «Доченька, как аккуратно ты собрала сегодня все игрушки! Спасибо тебе!».

Правило второе: хвалим только поступки и дела ребенка. Ребенок проявил душевную доброту к близким, проявил чуткость или сделал правильный выбор в сложной ситуации? Это тоже заслуживает похвалы.

Например: трехлетняя Настя самостоятельно зашла в маленький магазинчик и купила хлеб. Мама: «Доченька, спасибо тебе, ты мне очень помогла!» Или та же девочка после ужина самостоятельно, без напоминаний, помыла за собой тарелку. Мама: «Доченька! Как замечательно у тебя получилось! Ты так чисто помыла тарелку!»

Голословно заявляя - «Ты у меня умница!» или «Какой ты молодчинка!» на то, что ребенок самостоятельно завязал шнурки, мы оцениваем уже не поступок малыша, а самого ребенка. Так мы рискуем воспитать излишне самоуверенного ребенка или, наоборот, встревожить его. «А что, если в другой раз у меня не получится завязать шнурки, я уже не буду умницей и молодчинкой?» — непременно возникнет у него вопрос.

Правило третье: стараемся говорить с ребенком так, чтобы он САМ сделал положительный вывод о своих способностях.

Например: дочка показывает маме только что выполненную аппликацию. Мама: «Как трудно, наверное, было склеить эти детали так ровненько!» Дочка: «А я смогла! У меня получилось!» Мама: «Да, ты сделала очень сложную работу!»

Если бы мама сказала: «Какая ты умелая!», девочка могла бы возразить: «Что ты, мама, я знаю ребят, которые сделали бы это гораздо лучше!»

Правило четвертое: применяйте «описательную» похвалу.

Что это значит? «Описательная» похвала строится по принципу:

Описываем, что мы видим (Я вижу, твоя постель очень аккуратно заправлена!) Объясняем, что мы при этом чувствуем (Как приятно заходить в такую комнату! Здесь так уютно!)


Выражаем итог одним словом (Вот, что я называю аккуратностью!)
Другой пример: Я вижу, ты нарисовала настоящий листопад! Мне очень нравится, как ты нарисовала вот эти листочки. А вот это солнышко с глазками просто потрясающее!

Правило пятое: дополняйте словесную похвалу объятиями, поглаживаниями, поцелуями – физическим контактом. Это также необходимо каждому ребенку.

Правило шестое: не молчите и не стесняйтесь хвалить ребенка.

Если Ваш малыш совершил что-то хорошее (помыл посуду, сходил за хлебом, убрал игрушки) и Вы желаете этот навык закрепить, то мамина/папина похвала ему просто необходимы.

Правило седьмое: старайтесь не перехвалить ребенка, если достижения, достойные похвалы, отсутствуют вовсе.

Есть небольшое отступление от этого правила: маленьких детей, лет до полутора-двух, хвалят за то, что хотят воспитать, даже если у малыша нет этого качества. Хотите научить ребенка самостоятельно одеваться – хвалите его за это, хотите научить делать зарядку по утрам – хвалите за это, хотите научить убирать за собой игрушки – хвалите его за это. Такая методика.

Теперь Вы знаете, как хвалить ребенка, а я хочу пожелать каждому: хвалите своего малыша чаще, чем вы его наказываете! Окружайте его радостными эмоциями. Это позволит Вашему ребенку вырасти жизнерадостным и уверенным в себе. Любви Вам, взаимопонимания и главное – терпения.

Было бы не совсем честно, если бы я умолчала еще об одном моменте. Этот совет нечасто упоминается в литературе, связанной с похвалой ребенка, но он проверен на собственном опыте.

Это важно: желая похвалить своего ребенка, обязательно используйте такой прием воспитания, как персонализированная сказка. Придумайте соответствующий сюжет и расскажите малышу сказку, где героем является он сам.

Итак, сегодня мы выделили основные моменты, связанные с тем, как правильно хвалить ребенка. Придерживаясь этих правил, каждый родитель поможет своему ребенку развиваться правильно и гармонично.

Если Вы можете поделиться своим опытом, рассказать историю о том, как Вы хвалили своего ребенка, и что из этого получилось, приглашаю Вас обсудить это. (Обсуждение)

Адаптация ребёнка к детскому саду

Консультация для родителей педагога-психолога Пантелеевой О.Ю.

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

•    нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
•    нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
•    меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

•    повышение температуры тела
•    изменения характера стула
•    нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Read more ...

Адаптация ребенка в детском саду

Педагог-психолог: Бурлакова Н.М.

Уважаемые родители!
Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог детского сада. Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.   

Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

•    нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
•    нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
•    меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
•    повышение температуры тела;
•    изменения характера стула;
•    нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в  первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,  наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности  навыков самообслуживания и т.д

Read more ...

Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге

Подготовила:
педагог-психолог - Н.М. Бурлакова

Не за горами то время, когда ваши дети будут ходить без сопровождения взрослых. И именно сейчас важно научить их правильно переходить дорогу. Многие родители делают грубейшие ошибки. Для того чтобы грамотно рассказать детям о правилах дорожного движения необходимо знать психофизиологические особенности детей.
Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

Read more ...

Определение готовности поступления ребенка в детский сад

№ п/п

Вопросы

Параметры

Оценка в баллах

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

2

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро за 10 минут

Медленно

3

1

3

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

4

Какова длительность сна ребенка?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

6

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но предпочитает быть сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

7

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

Нет

Есть (указать какие именно)

3

1

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

Проявляет всегда

Проявляет только в привычной обстановке

3

2

10

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

11

Инициативен ли  в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

Не идет на контакт с взрослыми

3

 

2

1

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

15

Как он перенес разлуку ?

Очень тяжело

Спокойно

1

3

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Минимальное количество баллов – 16.

Вычислив средний балл по перечисленным параметрам можно составить прогноз адаптации:

3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2,1 балла – готов условно;

2,0 – 1,6 балла – не готов.